Клиническая психология

1.   Предмет клинической психологии. 2

2.   Задачи клинической психологии. 2

3.   Факторы, обуславливающие развитие клинической психологии в настоящее время. 6

4.   Позитивная и негативная диагностика. 7


Предмет клинической психологии.

Психология изучает структуру, динамику и механизмы формирования и функционирования психики.

Клиническая психология изучает расстройства или отклонения в структуре, динамике и механизмах формирования и функционирования психики.

Медицинская психология – отрасль психологической науки, направленная на решение теоретических и практических задач, связанных с предупреждением заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, психокоррекционными формами влияния на процесс формирования, с решением различных экспертных вопросов, с социальной и трудовой реабилитацией больных и детей.

Клиническая психология – прикладная область психологии, которая применяется в медицине для исследования психологических факторов, влияющих на развитие заболевания, его профилактику и лечение; а также применяется для изучения психических проявлений различных заболеваний.

Клиническая психология – применение знаний, технологий и методов психологии в широком клиническом поле: от консультационных бюро до больниц и специализированных учреждений.

Таким образом, предмет клинической психологии -  изучение (исследование) психических механизмов формирования стойких не поддающихся ауторегуляции состояний дезадаптации, а также психологических механизмов преодоления этих состояний.

 

Задачи клинической психологии.

Клиническая психология решает три группы вопросов:

1.    диагностика;

2.    экспертиза;

3.    психологическая помощь (интервенция).

  1. Диагностика – определение состояния психических функций и определенных личностных характеристик больного (человека с расстройствами психики).

Это наиболее ранний тип задач.

Выделяют несколько видов диагностики:

А. Дифференциальная (клиническая) диагностика.

По запросу врача психолог принимает участие в решении медицинской задачи и в постановке диагноза.

А1. Топическая.

Психолог определяет место расположения очага, например, опухоли, в пределах мозга.

Этот вид диагностики лежит в основе нейропсихологии.

А2. Нозологическая.

Психолог помогает врачу с диагнозом в рамках психиатрической клиники по запросу самого врача.

Врачи прибегают к помощи психологов в следующих ситуациях:

*     у врача недостаточно информации о симптомах,

*     нетипичное течение болезни,

*     симптомы в мягкой форме.

Б. Функциональная диагностика.

Главная задача этого вида диагностики – определить когнитивный и личностный профиль больного (психологический статус больного, психологический портрет пациента).

Результаты этой диагностики помогают оценить эффективность лечебных мероприятий; она предполагает обследование пациента в отношении когнитивного и личностного профиля в динамике, связанной с применением различных лечебных процедур.

Этот вид диагностики применяется также для определения статуса психических функций человека.

В. Типологическая диагностика

С помощью этого вида диагностики определяют комплекс личностных особенностей субъекта, описывают его личностные структуры - эти данные являются необходимыми при решении профилактических задач в отношении групп риска.

Этот вид диагностики важен в соматической клинике, когда речь идет о тяжелых хронических заболеваниях, требующих от больного формирования особой деятельности, направленной на совладание с болезнью, на лечение.

  1. Экспертиза – описание профиля для оценки возможностей человека в определенных видах деятельности.

Выделяют 4 вида экспертизы:

     А. Врачебно-трудовая экспертиза (ВТЭК).

В этом виде экспертизы речь идет об инвалидности, о способности человека-инвалида функционировать в связи с определенной профессией.

Психолог помогает подобрать новый вид деятельности, не снижающий прежний социальный статус человека, но щадящий его.

         Б. Медико-педагогическая экспертиза.

Этот вид экспертизы представляет собой оценку возможностей ребенка относительно обучения.

Обычно речь идет о детях, имеющих сенсорные недостатки, с генетическими и приобретенными повреждениями в двигательной сфере (например, ДЦП), с повреждениями нервной системы, с олигофренией.

         В. Военно-врачебная экспертиза.

Этот вид экспертизы представляет собой оценку возможностей человека служить, быть в армии.

Психолог определяет личностные особенности человека, например, психопатии; а также выявляет установочное поведение.

         Г. Судебно-психиатрическая экспертиза.

В этом виде экспертизы речь идет об определении вменяемости субъекта, совершившего криминальный поступок.

  1. Психологическая помощь.

Типология задач:

А. Реабилитация.

         * восстановление в правах

* восстановление высших психических функций,

нарушенных вследствие заболевания

         * восстановление трудоспособности

                   * тренинги

Трудовая реабилитация – вовлечение в трудовую деятельность людей с тяжелыми расстройствами психики, а также страдающих от проблем безработицы.

Социальная реабилитация – восстановление социального статуса человека; возвращение к его обязанностям; выход человека в социум после болезни.

     Социальная реабилитация применяется не только для людей с психическими расстройствами, но и с соматическими заболеваниями (например, изменениями внешности такими, как облысение), а также для восстановления психических функций людей при локальных поражениях мозга.

     Б. Психокоррекция.

     В этом случае речь не идет об утрате чего-то. Клиент, который обращается к психологу, хочет, чтобы его психика в отдельных его составляющих функционировала лучше. Например, жалуется на плохую память.

     Психолог помогает человеку повысить уровень достижений определенной психической функции.

     В. Консультация.

     Если проблема не поддается самостоятельному решению, то человек обращается к психологу за консультацией. Психолог, в свою очередь, показывает клиенту возможные решения проблемы, спектр возможных решений.

     Главное – не давать клиенту советов.

     Г. Психотерапия.

     О сущности этого процесса нет единого мнения.

Основной вопрос – кто должен заниматься психотерапией: врач или психолог?

Терапия - > Лечение - > Врач

Психика - > Психологические методы - > Психолог

Сегодня терапевтический процесс, адресованный больному человеку, производится при совместной работе врача и психолога.

Психотерапия влияет на всю конструкцию человека, поэтому этим должен заниматься очень хорошо подготовленный специалист.

ВЫВОД: в процессе диагностики и при решении задач экспертизы и психологической помощи психолог обращается к познавательной, эмоциональной и мотивационно-волевой сфере человека. Необходимо учитывать систему значимых отношений клиента и психолога, общую направленность личности, ценностные ориентиры и социально-культурный опыт данного человека.

 

Факторы, обуславливающие развитие клинической психологии в настоящее время.

Потребности людей в клинических психологах возрастают. Главная задача клинического психолога – повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека в современном обществе, в условиях болезни и в кризисных ситуациях.

     Роль клинического психолога возрастает в связи с особенностями развития человечества. В современном мире количество причин (патогенных влияний) увеличивается прогрессивно.  Наиболее яркие из них:

1. Экологическое загрязнение окружающей среды

Токсические факторы оказывают влияние на функционирование I блока мозга; радиация снижает соматическую устойчивость организма.

2. Накопление негативных эффектов технического прогресса.

     Техногенные катастрофы, например, на Чернобыльской АЭС. У людей возникают страхи, тревоги, паника, неудовлетворенность местом бытия в целом.

3. Социально-экономическая нестабильность.

     Терроризм, безработица, локальные войны.

4. Ускорение темпа жизни.

5. Новые потребностные состояния.

     Новые технологии удовлетворения потребностей и появление новых форм зависимостей.

6. Новые информационные технологии.

     Чрезмерное расширение информационного поля может привести к патосу.

7. «Изменение социальной анатомии здоровья»

Многие цивилизационные приобретения приводят к страданиям. За счет достижений медицины в обществе остаются жить люди с ограниченными возможностями (инвалиды в широком смысле слова).

Увеличивается продолжительность жизни.

Отклонения в детском развитии. Вопросы воспитания и обучения детей, родившихся в маленьком весе.

Гипокинезия современного ребенка – чрезмерное увлечение виртуальным пространством – затрудняет изучение математики и чтения.

8. Возникновение социально-психологического стресса, связанного с миграционными процессами.

     Вследствие контактов представителей разных этносов возникают культурные смешения и изменения. Появляются феномены в виде культурного шока, которые приводят к социальной изоляции, тревогам, депрессии.

ВЫВОД: все перечисленное создает дополнительные и очень большие нагрузки на нервно-психическую жизнь (деятельность) человека. Это требует участия специалиста в оказании помощи, направленной на поддержание личностной целостности индивида и его адекватного функционирования.

 

Позитивная и негативная диагностика.

Позитивная диагностика выявляет сохранные функции человека, негативная – нарушенные.

Отношение человека к заболеванию, его установки на обращение к психологу и на общение с психологом, необходимость установления зоны конфликтных отношений и способов их разрешений и т.д. Следствием всего этого является необходимость обращаться не только к тому, что нарушено, но и к тому, что осталось сохранным.

реклама: детектор денег | сценарии детского праздника конкурсы

Hosted by uCoz