Клиническая психология
1. Предмет клинической
психологии.
2. Задачи клинической
психологии.
3. Факторы, обуславливающие
развитие клинической психологии в настоящее время.
4. Позитивная и негативная
диагностика.
Предмет клинической психологии.
Психология изучает структуру, динамику и механизмы
формирования и функционирования психики.
Клиническая психология изучает расстройства или отклонения в структуре,
динамике и механизмах формирования и функционирования психики.
Медицинская психология – отрасль психологической науки, направленная на
решение теоретических и практических задач, связанных с предупреждением
заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний,
психокоррекционными формами влияния на процесс формирования, с решением
различных экспертных вопросов, с социальной и трудовой реабилитацией больных и
детей.
Клиническая психология – прикладная область психологии, которая
применяется в медицине для исследования психологических факторов, влияющих на
развитие заболевания, его профилактику и лечение; а также применяется для
изучения психических проявлений различных заболеваний.
Клиническая психология – применение знаний, технологий и методов
психологии в широком клиническом поле: от консультационных бюро до больниц и
специализированных учреждений.
Таким образом, предмет
клинической психологии -
изучение (исследование) психических механизмов формирования стойких не
поддающихся ауторегуляции состояний дезадаптации, а также психологических механизмов
преодоления этих состояний.
Задачи клинической психологии.
Клиническая психология решает три
группы вопросов:
1. диагностика;
2. экспертиза;
3. психологическая помощь (интервенция).
Это наиболее ранний тип задач.
Выделяют несколько
видов диагностики:
А. Дифференциальная
(клиническая) диагностика.
По запросу врача психолог
принимает участие в решении медицинской задачи и в постановке диагноза.
А1. Топическая.
Психолог определяет место
расположения очага, например, опухоли, в пределах мозга.
Этот вид диагностики лежит в основе
нейропсихологии.
А2. Нозологическая.
Психолог
помогает врачу с диагнозом в рамках психиатрической клиники по запросу самого
врача.
Врачи
прибегают к помощи психологов в следующих ситуациях:
* у врача недостаточно информации о
симптомах,
* нетипичное течение болезни,
* симптомы в мягкой форме.
Б. Функциональная
диагностика.
Главная
задача этого вида диагностики – определить когнитивный и личностный профиль
больного (психологический статус больного, психологический портрет пациента).
Результаты
этой диагностики помогают оценить эффективность лечебных мероприятий; она
предполагает обследование пациента в отношении когнитивного и личностного
профиля в динамике, связанной с применением различных лечебных процедур.
Этот вид диагностики применяется также
для определения статуса психических функций человека.
В. Типологическая
диагностика
С помощью этого вида диагностики
определяют комплекс личностных особенностей субъекта, описывают его личностные
структуры - эти данные являются необходимыми при решении профилактических задач
в отношении групп риска.
Этот вид диагностики важен в
соматической клинике, когда речь идет о тяжелых хронических заболеваниях,
требующих от больного формирования особой деятельности, направленной на
совладание с болезнью, на лечение.
Выделяют 4 вида экспертизы:
А.
Врачебно-трудовая экспертиза (ВТЭК).
В этом виде экспертизы речь идет об
инвалидности, о способности человека-инвалида функционировать в связи с
определенной профессией.
Психолог помогает подобрать новый вид
деятельности, не снижающий прежний социальный статус человека, но щадящий его.
Б. Медико-педагогическая
экспертиза.
Этот вид экспертизы представляет собой
оценку возможностей ребенка относительно обучения.
Обычно речь идет о детях, имеющих
сенсорные недостатки, с генетическими и приобретенными повреждениями в
двигательной сфере (например, ДЦП), с повреждениями нервной системы, с
олигофренией.
В.
Военно-врачебная экспертиза.
Этот вид экспертизы представляет собой
оценку возможностей человека служить, быть в армии.
Психолог определяет личностные
особенности человека, например, психопатии; а также выявляет установочное
поведение.
Г.
Судебно-психиатрическая экспертиза.
В этом виде
экспертизы речь идет об определении вменяемости субъекта, совершившего
криминальный поступок.
Типология задач:
А. Реабилитация.
* восстановление в правах
* восстановление высших психических
функций,
нарушенных вследствие заболевания
*
восстановление трудоспособности
* тренинги
Трудовая
реабилитация – вовлечение в трудовую
деятельность людей с тяжелыми расстройствами психики, а также страдающих от
проблем безработицы.
Социальная
реабилитация – восстановление
социального статуса человека; возвращение к его обязанностям; выход человека в
социум после болезни.
Социальная реабилитация применяется не только для людей с психическими
расстройствами, но и с соматическими заболеваниями (например, изменениями
внешности такими, как облысение), а также для восстановления психических
функций людей при локальных поражениях мозга.
Б. Психокоррекция.
В
этом случае речь не идет об утрате чего-то. Клиент, который обращается к
психологу, хочет, чтобы его психика в отдельных его составляющих
функционировала лучше. Например, жалуется на плохую память.
Психолог
помогает человеку повысить уровень достижений определенной психической функции.
В. Консультация.
Если
проблема не поддается самостоятельному решению, то человек обращается к
психологу за консультацией. Психолог, в свою очередь, показывает клиенту
возможные решения проблемы, спектр возможных решений.
Главное
– не давать клиенту советов.
Г. Психотерапия.
О
сущности этого процесса нет единого мнения.
Основной вопрос –
кто должен заниматься психотерапией: врач или психолог?
Терапия - >
Лечение - > Врач
Психика - >
Психологические методы - > Психолог
Сегодня
терапевтический процесс, адресованный больному человеку, производится при
совместной работе врача и психолога.
Психотерапия влияет
на всю конструкцию человека, поэтому этим должен заниматься очень хорошо
подготовленный специалист.
ВЫВОД: в процессе диагностики и при решении задач
экспертизы и психологической помощи психолог обращается к познавательной,
эмоциональной и мотивационно-волевой сфере человека. Необходимо учитывать
систему значимых отношений клиента и психолога, общую направленность личности,
ценностные ориентиры и социально-культурный опыт данного человека.
Факторы, обуславливающие развитие
клинической психологии в настоящее время.
Потребности людей в
клинических психологах возрастают. Главная задача клинического психолога –
повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека в
современном обществе, в условиях болезни и в кризисных ситуациях.
Роль
клинического психолога возрастает в связи с особенностями развития
человечества. В современном мире количество причин (патогенных влияний)
увеличивается прогрессивно. Наиболее
яркие из них:
1. Экологическое загрязнение окружающей среды
Токсические факторы
оказывают влияние на функционирование I блока
мозга; радиация снижает соматическую устойчивость организма.
2. Накопление негативных эффектов технического прогресса.
Техногенные
катастрофы, например, на Чернобыльской АЭС. У людей возникают страхи, тревоги,
паника, неудовлетворенность местом бытия в целом.
3. Социально-экономическая нестабильность.
Терроризм,
безработица, локальные войны.
4. Ускорение темпа жизни.
5. Новые потребностные состояния.
Новые
технологии удовлетворения потребностей и появление новых форм зависимостей.
6. Новые информационные технологии.
Чрезмерное
расширение информационного поля может привести к патосу.
7. «Изменение социальной анатомии здоровья»
Многие
цивилизационные приобретения приводят к страданиям. За счет достижений медицины
в обществе остаются жить люди с ограниченными возможностями (инвалиды в широком
смысле слова).
Увеличивается
продолжительность жизни.
Отклонения в детском
развитии. Вопросы воспитания и обучения детей, родившихся в маленьком весе.
Гипокинезия
современного ребенка – чрезмерное увлечение виртуальным пространством –
затрудняет изучение математики и чтения.
8. Возникновение социально-психологического стресса, связанного с
миграционными процессами.
Вследствие
контактов представителей разных этносов возникают культурные смешения и
изменения. Появляются феномены в виде культурного шока, которые приводят к
социальной изоляции, тревогам, депрессии.
ВЫВОД: все перечисленное создает дополнительные и очень большие нагрузки на
нервно-психическую жизнь (деятельность) человека. Это требует участия
специалиста в оказании помощи, направленной на поддержание личностной
целостности индивида и его адекватного функционирования.
Позитивная и негативная
диагностика.
Позитивная диагностика выявляет
сохранные функции человека, негативная – нарушенные.
Отношение человека к заболеванию, его
установки на обращение к психологу и на общение с психологом, необходимость
установления зоны конфликтных отношений и способов их разрешений и т.д.
Следствием всего этого является необходимость обращаться не только к тому, что
нарушено, но и к тому, что осталось сохранным.