Проблема психической нормы.
“Пусть «нормальными» будут считаться
такие степени отклонения какого-нибудь
свойства от математического среднего,
которыми обладает половина популяции;
тогда по ¼ популяции разместится
на обоих полюсах «оси» этого свойства в зонах
«отклонения» от нормы. Если мы теперь
возьмем не одно, а два независимых
свойства, то при тех же условиях в
«нормальной» зоне окажутся уже ¼ часть всей
популяции, а остальные ¾ попадут в зоны «отклонения». Короче говоря,
при
подсчете пяти независимых свойств
остается всего один «нормальный» на 32
человека, а при учете 10 свойств – один
«нормальный» на 1024 человека! Так где
в таком случае норма – 1024 или 1?”
(Ю.Б.Гиппенрейтер)
В настоящее время в
психологии все ещё не существует единого представления о норме. Одним из
ведущих источников заимствований в психологии является понятийный аппарат
медицины, в частности, психиатрии. В психиатрии понятие «нормы» традиционно существует в виде дихотомии
«норма - патология».
Впервые вопрос о норме возник в тех областях
психиатрии и психологии, которые имели дело с так называемыми
порграничными явлениями, такими как психопатии. Усилению интереса к проблеме
нормы и патологии способствовал психоанализ З.Фрейда, включивший
«психопатологии обыденной жизни» в психопатологии.
Важным импульсом к развитию понятия «норма» послужили
социально-психологические методы изучения человеческой психики, в результате
было выяснено, что содержание понятий «норма» и «патология» зависит от
культуры, в условиях которой живет человек.
В 1908 году вышла статья Ганнушкина «Постановка вопроса о границах
душевного здоровья», в которой он указал, что установить пограничную линию
между нормальными и патологическими явлениями практически невозможно, потому
что между здоровьем и болезнью существует множественные многообразные ступени.
На сегодняшний день Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ)
предлагает следующее определение «нормы»: норма – этический стандарт, модель поведения,
рассматриваемая как желательная, приемлемая и типичная для той или иной
культуры.
В современной науке выделяют несколько подходов к пониманию «нормы».
Быть нормальным значит быть, как все, соответствовать усредненному стандарту (среднестатистическому нормативу) оценки возможностей человека.
ПРИМЕР.
МКБ10 – оценка
умственной отсталости по IQ.
Ниже 20 –
глубокая умственная отсталость
20-34 –
выраженная умственная отсталость
35-49 –
умеренная умственная отсталость
50-70 –
легкая умственная отсталость
71-84 -
умственная отсталость близкая к норме
85-114 –
НОРМА
115-124 –
интеллект выше нормы
125-134 –
высокий интеллект
135 и
выше – гений
Статистические нормативы относительны, так как культурно обусловлены.
В качестве критики этого подхода можно принять следующий аргумент –
статистически «нормальное» общество не будет развиваться и в итоге погибнет.
Следовательно, необходимы вариации норматива для развития общества.
Быть нормальным значит быть приспособленным, адаптированным.
При этом социальная адаптация является сужением приспособленности. Так
Домбровский считал, что способность социально адаптироваться к любым условиям и
на любом уровне свидетельствует о неразвитости личности.
Этот подход наиболее близок к целостному взгляду на человека, живущего в
изменяющихся условиях.
Болезнь, психические расстройства, отклонения, боль (патос) – все это примеры адаптации.
Сиржиштева рассматривает норму и ненорму в связи с понятием
«адаптация». При этом адаптация понимается, во-первых, как динамическое
равновесие между организмом и средой, а во-вторых, как динамическое равновесие
между психическими процессами и деятельностью человека.
Для нормы характерным признаком является наличие жизненной цели; наличие устойчивых структурных черт личности в процессе её развития и тех черт, которые изменяются в процессе её развития.
В целом Сиржиштева говорит, что норма и ненорма – это всегда процесс, в
ходе которого личность достигает или не достигает своего функционального
оптимума (оптимума психического функционирования).
Сиржиштева рассматривает норму как процесс
достижения личностью (био-психо-социальной единицей) функционального оптимума и
динамического равновесия в реализации целей самосохранения, развития и
самореализации.
Если ничего не болит, если отсутствуют какие бы то ни было симптомы,
значит, ты здоров. Но в разных культурах разные симптомы болезни, к тому же
около 80 % людей имеют хотя бы один симптом.
Каждый человек рассматривается по отношению к самому себе: каким он был, каким он стал. Таким образом,
проблема нормы вовсе снимается.
Нормальное – то, что соответствует представлениям данной культуры о
норме.
В рамках этого подхода выделяют два вида нормы:
Но существуют универсальные психические расстройства, например, старческое слабоумие, которые не зависят ни от культуры, ни от ранга.
Оценка нормы самой по себе, не в отношении патологии, при отсутствии
дихотомии «норма-патология».
Этот подход тесно связан с теорией личности.
Норма – это человек самоусовершенствующийся, самоактуализирующийся.
А.Маслоу предлагает следующие характеристики самоактуализирующихся
личностей:
*
эффективное восприятие реальности, устойчивость к
тому, что воспринимается;
*
принятие себя, других, природы; отсутствие стыда,
вины, тревоги;
*
непосредственность, простота, естественность;
*
центрированность на цели;
*
независимость и наличие потребности в уединении от
суеты;
*
автономия, т.е. независимость от культуры и
окружения; наличие ответственности за свою судьбу;
*
спокойное отношение к социальным поощрениям;
*
свежесть восприятия, открытость новым впечатлениям,
умение радоваться жизни;
*
вершинные переживания, состояния подъема и экстаза;
*
глубокие межличностные отношения;
*
разграничение целей и средств;
*
философское чувство юмора;
*
сопротивление окультуриванию.
Фромм
выделяет следующие характерные черты нормы:
*
продуктивная деятельность, т.е. созидание;
*
связь человека с внешним миром через эмоции и
переживания;
*
постижение объективной реальности своим интеллектом;
*
осознание собственной неповторимости при наличии
связи с ближними и с другими людьми;
*
отсутствие признания иррациональных авторитетов, но
охотное подчинение рациональным;
*
постоянное возрождение нормального человека;
*
нормальный человек смотрит на жизнь как на
величайшее из дарованных ему благ.
Многообразие этих характеристик
ограничивает возможности их использования в диагностической практике.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сформулировала критерии
психического здоровья:
У этих критериев нет иерархии и нет их точного количества. Их границы
вычерчиваются интуитивно.
Продолжая разрабатывать проблему «психической нормы», ВОЗ описывает уровни
психического здоровья:
С вероятностью в 92 % такие симптомы, как головная боль, расстройства сна, утомляемость, раздражительность, вспыльчивость, эмоциональная лабильность, тревожность, могут перейти в болезнь.
Братусь выделяет 3 уровня психического здоровья:
Включённость человека в «ансамбль общественных
отношений в соподчинённости и иерархии его составляющих» и движение человека к
самоосуществлению в этой включённости – критерий нормы (по Б.С. Братусю). В
этом подходе доминирует социально-психологический спектр параметров нормы.
Компенсация психических расстройств.
В болезни человек обладает огромными возможностями преодоления патоса, расстройств психики – это и есть компенсаторные возможности.
В клинической психологии показано, что существуют различные модели компенсации. Эти модели отражают формирование и активизацию некоторых стратегий поведения и способов реализации этих стратегий в целях приспособления к изменяющимся условиям бытия.
Компенсация – это деятельность субъекта (не всегда осознаваемая), направленная на поддержание равновесия в межсистемных и внутрисистемных взаимодействиях.
Эта деятельность не всегда может приводить к положительным результатам,
вследствие чего могут формироваться неадекватные защитные механизмы.
Представления о болезни и душевных расстройствах со временем претерпевают большие изменения. Так, например, гомосексуализм раньше считался болезнью, а теперь это норма; раньше страсть к азартным играм считалась здоровьем, теперь это болезнь.
Понятие «душевная болезнь»
сближено с понятием «соматическая болезнь».
Болезненное явление в психике – нарушение неких психических функций организма.
Подобный нозологический подход (основанный на дихотомии «здоровье - болезнь») имеет определенную трудность, т.к. болезнь – это целостный процесс с определенной этиологией. Следовательно, для того, чтобы определить болезнь необходимо выяснить все аспекты патологического процесса – болезнетворных факторов, локализации и характера поражения, симптомов и последствий. Существует два разрешения этой проблемы: анатомо-физиологическое (патологии мозга) и психологическое (изменения психики и личности). Тогда появляется ещё одна трудность – каждая из выделенных нозологических единиц может наблюдаться в различной степени выраженности.
ВЫВОДЫ: